1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Часть XII

"По мере того как стартовые окна открываются и закрываются, приходит время следующих экспедиций. Два испытательных полёта лунных посадочных аппаратов, а затем предлагается посадка на Луну. И теперь составляются планы, которые включают облёты других планет и посещения 'соседей', как говорил доктор Банч".


Из "Аполлон-8: подведение итогов" (Debrief: Apollo 8), рекламный фильм НАСА ок.1968г.
 



Всего несколько недель назад администратора НАСА Чарли Болден самоуверенно представил новый взгляд агентства: "Представьте себе путешествия на Марс, которые занимают несколько недель вместо года, люди разлетаются по всей внутренней части Солнечной системы, одновременно исследуя Луну, астероиды и Марс, постоянно покоряя новые вершины". ("Новая концепция НАСА",Лос-Анджелес таймс, 2 февраля 2010 года)

Ну да, а затем представьте посещение далекой луны, населённой десятифутовыми голубыми существами, что чуть более правдоподобно, чем грандиозные мечты НАСА.

Амбициозная декларация Болдена была предназначена дать положительный импульс признанию НАСА в том, что программа "Созвездие", которая, как обещал президент Джордж У. Джетсон1, должна была вернуть нас на Луну к 2020 году, отменяется. Я уверен, мы бы довели её до успешного конца, если бы не тот факт, что президент Блэкбуш, как представляется, не захотел финансировать эту попытку. Конечно, он увеличил бюджет агентства на 2011 год, но, знаете ли, он не увеличил его в должной мере. Так что, как сообщалось, программа "Созвездие", на которую налогоплательщики уже раскошелились по меньшей мере на $9 млрд., и закрытие которой, по сообщениям, обойдётся ещё в $2,5 млрд., была выброшена на свалку.

Согласно Болдену, дела всё равно шли не так уж хорошо: "В настоящий момент, как сказал Болден, 5-ти летняя программа ‘Созвездие’ сжигает миллиарды долларов и всё больше отстаёт от графика. Программа не сможет доставить американских астронавтов на Луну по крайней мере до 2028 года... 'Хоть мне и не хочется, чтобы это так было, но... правда в том, что мы не находились на пути к возвращению на Луну,' сказал Болден".

Ну, были ли мы, по крайней мере, на пути к созданию лучшей имитации высадки на Луну?

Принимая во внимание, что программа "Созвездие" стартовала в 2005 году, и что программа "Аполлон", которая якобы высадила людей на Луну всего через восемь лет, оказывается, что возвращение на Луну с сегодняшними технологиями не потребует в два раза больше времени, как ранее было объявленно, но на самом деле это потребует минимум в три раза больше времени! Конечно, если бы мы были в состоянии приняться за дело и выполнить план, что, очевидно, не произойдет.

Но будьте уверены, это только потому, что у нас нет денег. В противном случае, мы точно снова оказались бы на Луне. Возможно менее, чем за двадцать лет. К тому времени все технологии, которые мы сегодня знаем и любим устареют, как пейджеры и видеомагнитофоны "Бетамакс"2, а полёты на Луну всё равно будут тем, о чём мы только говорим, иногда с ностальгией, как мы любовно вспоминаем легендарные дни славы десятилетия, о котором немногие помнят, а иногда и с прицелом на будущее, часто обещаемое будущее, которое, кажется, никогда не наступит.

В мае 1966 года, после пяти лет работы над проектом "Аполлон", мы были всего в полутора годах от запуска первого Сатурна V. В 2010 году, после пяти лет работы над проектом "Созвездие", у НАСА нет для нас ничего, кроме большого счёта — это говорит о том, что отсутствие технологической искушённости и опыта космических полётов могут быть легко преодолены чуточкой решительности... и парой мотков скотча.

Кстати, я думал, что если бы идея воссоздания Аполлона была правильно подана продюсерам реалити-шоу, то мы могли бы вернуться на Луну всего за год или около того. После внезапной кончины программы, от Аполлона осталось довольно много оборудования, большинство из которого в настоящее время находится в различных аэрокосмических музеях, а аэрокосмические музеи, как правило, управляются фанатами космоса, которым ничего больше не нужно, только видеть как США триумфально возвращаются на Луну. Не составит большого труда убедить их подарить это оборудование для его использования по прямому назначению, для чего оно и предназначалось.

Конечно, нам необходимо будет собрать всё наше пожертвованное оборудование, и для этого мы можем обратиться к парням из программы "Гараж монстров"3, которые смогут слепить для нас всё это вместе за пару вечеров. Несоменнно, некоторые детали будут отсутствовать и/или будут поломаны, но это не должно сильно замедлить ход работ; мы можем просто позвонить парням из программы "Американсканские собиратели"4, и они будут рыскать по американским просёлочным дорогам, выискивая нужные нам детали, или подходящие замены. После того как наш восстановленный ракетоноситель Сатурн V готов к полёту, нам нужно выбрать экипаж и, разумеется, самым очевидным выбором будет Беар Гриллс5 и его видеооператор, с телетрансляцией "Прогулка по Луне" как специальное издание "Человек против Луны".

В отличие от девчонок, таких как Нил Армстронг и Базз Олдрин, Беар, несомненно, показал бы нам несколько приёмов, о которых компания с Аполлона даже и не подозревала — например, смастерить жильё из лунных камней, добыть пищу и воду, которую другие не смогли найти, развести огонь, несмотря на отсутствие воздуха и горючих материалов, а также найти несколько новых и нетрадиционных применений для мочевых мешочков, которые его предшественники выбросили как космический мусор. Вероятно, он смог бы также спроектировать и построить свой собственный лунный ровер из деталей оставшихся от аппаратов советской лунной программы. И, вероятно, что он смог бы сделать всё это без скафандра.

Кстати о скафандрах, всего за неделю до того как НАСА спустила в унитаз программу "Созвездие", агентство объявило, что оно заключило контракт с компаниями "Оушианиринг Интернэшионал" (Oceaneering International) и "Дэвид Кларк" (David Clark Company) на разработку и производство нового, по последнему слову техники скафандра для использования в будущих пилотируемых полётах на Луну и за её пределы ("Перспективный скафандр НАСА", Technology Review, 25 января 2010 года).

"Если, как планировалось, НАСА вернётся на Луну в 2020 году, астронавты будут выходить наружу в совершенно новом скафандре. Это даст им мобильность и маневренность на поверхности Луны, при этом защищая от суровых условий... Космическое агентство заключило 6,5-летний контракт на $500 млн. долл. на проектирование и разработку скафандра 'Созвездие'". В настоящее время астронавты, выполняющие выход в открытый космос, используют так называемый "скафандр для внекорабельной деятельности": "Он имеет жёсткую верхнюю часть туловища, слои материала для защиты астронавтов от микрометеоритов и радиации, систему регулирования температуры и собственную систему жизнеобеспечения и связи. Скафандр весит более 300 фунтов и имеет ограниченную подвижность ног — как правило, во время внекорабельных операций ноги астронавтов зафиксированы на подножии, а во время экспедиций Аполлонов, в которых использовались другие скафандры, астронавты были вынуждены передвигаться по лунной поверхности используя заячьи прыжки".

Конечно, я мог бы ещё раз подчеркнуть абсурдность того, что сейчас требуется примерно в четыре раза больше времени на разработку скафандра, чем на это ушло в высокотехнологичные 1960-е годы, но уверен, что я уже забил этот чёртов сюжет чуть не до смерти, а затем посыпал соль на раны. Я мог бы также отметить, что скафандр Аполлона умудрялся как-то выполнять все задачи нынешнего скафандра при меньшем на 40% весе, но эта тема также уже довольно жестоко избита.

Поэтому вместо этого я сосредоточусь на предмете спора о том, что астронавты Аполлона были "вынуждены выработать заячьи прыжки для передвижения по лунной поверхности", который, как отметил внимательный читатель, противоречит многочисленным прошлым утверждениям, в которых говорилось, что "заячьи прыжки" оказались наиболее эффективным способом передвижения в среде с уменьшенной силой тяжести, а не чем-то навязанным астронавтам ограничениями скафандров. Если я правильно помню, то один из пропагандистов "Разрушителей мифов" утверждал, что он подтвердил этот способ передвижения как наиболее эффективный в условиях пониженной гравитации, и он, по его собственному признанию, носил костюм, а не герметичный скафандр, когда проводил свой эксперимент.

Похоже, что кто-то здесь немножко лжёт. Не нужно и говорить, что я этим также потрясён, как и все остальные.

"Когда мы отправились на Луну в первый раз, мы просто пытались попасть туда. Теперь астронавты должны быть в состоянии исследовать поверхность, добывать природные богатства и заниматься наукой", — говорит Дэниел Барри (Daniel Barry), вице-президент и директор по исследованиям и разработкам компании "Дэвид Кларк", руководитель проекта скафандра "Созвездие".

Итак, оказывается, что полёты Аполлонов, ставили целью просто попасть туда. И я думаю, что причина по которой мы якобы отправили людей на Луну восемь раз (в том числе якобы облёты Аполлона-8 и Аполлона-13) была, гммм, доказать, что попадание туда в первый раз не было случайностью. Конечно, нам сказали, что мальчики были посланы туда, чтобы "заниматься наукой", и что они прихватили с собой кучу научного оборудования — и даже в последнем полёте учёного, но это, видимо, не совсем так. И лунные роверы, якобы доставленные на Луну, не были привезены с собой для того, чтобы позволить астронавтам "исследовать поверхность" и проводить дополнительные научные эксперименты.

Однако в этот раз мы собираемся сделать это правильно... через ещё 20 с гаком лет, при условии..., что мы поставим дело на быстрые рельсы.

Кстати, какие "природные богатства" мы планируем "добывать"? Мы уже, якобы, привезли многочисленные образцы пород Луны, которые, как представляется, и являются единственными легкодоступными природными богатствами, кроме воды, которая, как теперь утверждает НАСА, может там находиться. Кстати, насколько это в облом для НАСА отменить программу "Созвездие" сразу после того, как агентство сообщило о якобы обнаружении огромных запасов воды на Луне?

Следует отметить, что одним из аргументов "защитников", который используется довольно часто на протяжении многих лет, является то, что НАСАвские якобы породы Луны не содержат следов воды, доказывая, что они имеют неземное происхождение и могли придти только с поверхности обезвоженной планеты, такой как Луна..., которая, как утверждает теперь НАСА, не является безводный. Хотя я не сомневаюсь, что те же "защитники" смогут придумать какое-нибудь запутанное и затасканное объяснение этого явного противоречия.

Ниже изображены эволюции американского скафандра. Слева направо в верхнем ряду скафандр Меркурия (1961), скафандр Джемини (1965) и до-Плейтексовый скафандр Аполлона (1968); в нижнем ряду знаменитый волшебный скафандр Аполлона (1969), первый скафандр космического челнока (1981) и новый скафандр, производимый для ныне прекратившей свое существование программы "Созвездие". Ниже, хотите — верьте, хотите — нет, ранний прототип скафандра Аполлона. Хотя может показаться, что он пришёл из научно-фантастического фильма 1950-х годов, или является компьютерной концепцией художника, это, на самом деле, настоящий скафандр, проходивший тестирование в пустыне Мохаве в середине 1960-х годов. Вероятно, можно считать, что он не прошёл тест.





 


Другая вещь, которую Беар Гриллс несомненно сделает, это покажет нам несколько ослепительных звёздных видов с Луны, которые ребята с Аполлона забыли снять. Кстати, ниже представлена одна из прошлых астрономических "фото дня" НАСА. Она сопровождается следующим пояснением: "Если бы можно было отключить способность атмосферы рассеивать мешающий солнечный свет, сегодняшнее дневное небо могло бы выглядеть примерно так". Ещё ниже фотография глубокого космоса, иллюстрирующая, что звёзды в космическом пространстве могут вовсе не быть такими уж застенчивыми при виде фотокамеры, как некоторые хотели бы заставить нас верить.

 


Согласно Болдену, НАСА "сосредоточила так много наших усилий и средств на просто попадании на Луну, что мы игнорировали инвестиции... требующиеся на полёты к дальним рубежам". Так что, видите ли, в то время как у нас нет денег, необходимых для возвращения на Луну, у нас есть деньги, чтобы обойти Луну и послать наших ребят в более отдалённые места, такие как Марс. Конечная дата не определена, но я предполагаю, что если мы сосредоточим наше внимание на этих более смелых целях, мы, вероятно, добьёмся успеха где-то к 2050 году. Или, может быть, к 2060. Или к 2069, на 100-летний юбилей первой якобы высадки на Луну.

Как известно, мы ставили чуть более высокие цели в 1960-х годах. Когда Кеннеди ещё в мае 1961 года произнёс свою знаменитую декларацию о том, что мы собираемся на Луну, он дал аэрокосмической индустрии менее десяти лет на претворение планов в жизнь. Инженеры по всей стране были хорошо осведомлены о том, что нация не сделала даже ещё и первого робкого шажка, и были понятно встревожены.

Первый аполлоновский контракт был заключён всего два месяца спустя, в июле 1961 года на сложную систему навигации, которая якобы будет управлять полётом космического корабля на Луну. Это был необычный шаг — НАСА решила не проводить конкурс на навигационную систему, а вместо этого контракт был передан непосредственно в Массачусетский технологический институт (MIT), что, как было отмечено в "Лунных машинах", тут же вызвало полемику. Как заметила одна говорящая голова: "В действительности, существовала перспективная отрасль промышленности, которая разработала системы навигации, и люди оттуда были весьма расстроены. Они чувствовали, что им должна бы быть предоставлена возможность участвовать в конкурсе на контракт, а университет это обычно не то место, куда уходят правительственные контракты на создание оборудования для действующих систем".

Увы, в проекте "Аполлон" всё было необычно.

Человек, к которому НАСА обратилась в первую очередь, задолго до предоставления любых других аполлоновских контрактов, был некто Чарльз Дрейпер (Charles Draper), который заведовал лабораторией приборов в MIT, которая позже будет носить его имя. Дрейпер, как правило, описывается как эксцентричный, харизматичный, яркий джентльмен, образование которого лежало в области физики и, как ни странно, психологии. Большинство считает его отцом инерциальной системы навигации.

Может быть есть смысл в том, что Билл Кейсинг, первый скептик Аполлона получивший известность, утверждал, что именно MIT (совместно с DARPA7) предоставил НАСА план, как правдоподобно сымитировать пилотируемые полёты на Луну. Если это правда, то, конечно, для НАСА имело смысл обратиться прямо и непосредственно к MIT и сделалать это без проведения какого-либо конкурса. Пока MIT не завершил бы свою работу и предоставил космическому агентству план проекта, похоже, что НАСА не знала бы какие другие контракты раздавать.

Пожалуй значителен тот факт, что проект лёг на стол Чарльза Дрейпера, учитывая, что имя Дрейпер довольно известно в американской истории двадцатого века и тесно связано с именем Буша. Это имя несколько раз появляется в списке членов популярного секретного общества "Череп и Кости"6(Герберт Дрейпер Гэллодет [1898], Артур Дрейпер [1937], Уильям Дрейпер III [1950]). Это имя занимало видное место в Американском движение евгеники — генерал Уильям Дрейпер младший был основателем и председателем "Комитета по демографическому кризису" и вице-председателем "Лиги контроля над рождаемостью" (как ранее называлась организация "Планирование семьи"). Генерал Дрейпер был близким другом семьи Буша, а также помогал финансировать Международную конференцию Евгеники в 1932 году. Много лет спустя, в эру "Аполлона" Дрейпер консультуровал Линдона Джонсона о стратегиях сокращения населения.

Не слишком шокирует и то, что семья Дрейпера также участвовала в финансировании и обслуживании нацистского режима. Генерал Дрейпер в 1927 году примкнул к банку Диллон Рид (Dillon Read) и на протяжении многих лет лично занимался обслуживанием счёта нацистского промышленника и финансиста Фрица Тиссена (Fritz Thyssen). В конце Второй мировой войны Дрейпер был назначен начальником экономического отдела Совместного Союзного контрольного совета над Германией — другими словами, он был человеком, который должен был осуществлять надзор за экономической денацификацией Германии. Спустя всего несколько месяцев, в октябре 1945 года Дрейпер сообщил, что немецкая экономика была волшебным образом денацифицирована. Излишне говорить, что ничего не могло быть дальше от истины.

Последнее замечание о генерале Дрейпере (чей сын, член "Черепа и Костей" Уильям Дрейпер III, был управляющим по сбору средств на президентскую кампанию Джорджа Буша в 1980 году): он был членом Общества американских магов. Другими словами, Уильям Дрейпер младший считал себя кем-то вроде эксперта в искусстве иллюзий. Возможно, то же можно сказать и о Чарльзе Дрейпере из MIT.

Согласно "Лунным машинам", Дрейпер и его команда приступили к работе над системой навигации Аполлона весной 1962 года. Учитывая также утверждение "Лунных машин", что контракт с MIT был заключён в начале лета 1961 года, естественно просится вопрос: "Почему при постоянно убегающем времени и с нелепо коротким сроком на выполнение проекта 'Аполлон' команда MIT ждала почти год, чтобы начать? Или на самом деле они потратили этот первый год работая над их реальным заданием — проработкой ключевых элементов имитации?

Если так, то они потратили изрядное количество времени на просмотр малоизвестного немецкого немого фильма под названием "Женщина на Луне" (Die Frau im Mond), который упоминался в мучительно длинном документальном фильме "Что случилось на Луне?" (What Happened on the Moon?). Немецкий художественный фильм, снятый режиссёром Фрицем Лангом (Fritz Lang) в 1929 году, представил план сильно ритуализированной процедуры запуска, которая была перенята программой "Аполлон". Как видно на снимках с экрана ниже, на них присутствуют все элементы: вовсе не необходимая вертикальная сборка космического корабля в специально построенном ангаре; торжественное открытие массивных дверей ангара; мучительно-медленное выкатывание вертикальностоящего ракетоносителя из ангара на стартовую площадку; шумные толпы зрителей, наблюдающих зрелище вживую; теперь уже общепринятый обратный отсчёт; и даже сбрасывание двух ступеней корабля. Иными словами, все элементы представления, свидетелем которых была публика, были украдены прямо из сорокалетнего немого кинофильма.





Техническим консультантoм Фрица Ланга в фильме был Герман Оберт (Herman Oberth), который считается одним из трёх отцов-основателей ракетной техники. Помощником Оберта в работе над фильмом, согласно цитировавшейся ранее книге Тайм-Лайф "На Луну", был один из его лучших студентов, девятнадцатилетний Вернер фон Браун. Через полтора десятилетия как Оберт, так и фон Браун будут подобраны и доставлены в Америку в рамках проекта "Скрепка", чтобы работать, в том числе, и над программой "Аполлон", хореография которой (так уж случилось) очень тесно совпадает с поддельным запуском на Луну, созданным Обертом и фон Брауном сорок лет назад.

Кстати, фильм Фрица Ланга "Женщина на Луне" был не единственным, который оказался весьма пророческим. За ним в 1931 году последовал "М", рассказ о серийном убийце, садисте и педофиле, направляемом голосами в его голове. Интересно, как он додумался до такой сюжетной линии?

Прежде чем двигаться дальше, мне, вероятно, следует отметить ещё одну наглую ложь "защитников", которую они любят рассказывать; ложь, которая утверждает, что фон Браун был нацистом только потому, что, живя и работая в Германии во времена Третьего рейха, у него не было выбора в этом вопросе и т.д и т.п. Будьте уверены, это милая побасёнка, но она находится в сильном противоречии по крайней мере с одной известной фотографией, на которой фон Браун виден носящим элитные нацистские регалии Чёрного ордена СС. Как хорошо известно любому, кто изучал нацистскую иерархию, элитный орден Гиммлера имел установку: "нацистам выходного дня нет необходимости подавать заявку".

 


Короче, возвращаясь в MIT, отправной точкой для инженеров была разработка системы навигации на основе гироскопа. Однако проблема в том, что невозможно было создать гироскопы по строгим стандартам, заданным MIT, в результате чего гироскопы отвергались один за другим. Другая проблема состояла в том, что перевод данных гироскопов в полётные инструкции потребует, как "Лунные машины" отметили, "современной цифровой вычислительной машины", а размещение такого чудовища в космическом корабле "было совершенно новой задачей".

Видите ли, "компьютеры в начале 1960-х были огромны. Идея втиснуть такого монстра в космический корабль казалась нелепой". Но это не должно было на самом деле стать проблемой, поскольку, как мы уже видели, аэрокосмическая индустрия в 1960-х годах однозначно имела большой опыт преодоления казалось бы непреодолимых препятствий. Инженеры, работавшие над бортовым компьютером, использовали совершенно новую технологию, известную как кремниевый чип. Однако технология была настолько новой, что никто не знал, на что она на самом деле способна. И как и с гироскопами, оказалось почти невозможным производить чипы приемлемого качества.

В то время концепция "программного обеспечения" была практически незнакома. Как "Лунные машины" правильно описали: "Так как никто не знал, что компьютер должен делать, разработчики программного обеспечения были свободны в написании почти всего, что угодно". Один из разработчиков полётного программного обеспечения, Алекс Космала (Alex Kosmala) сделал следующее замечательное признание: "Спецификации не существовали. Мы их придумали. Ээээ... и это всегда было удивительно для меня — почему мне было позволено программировать то, что даже не было определено, но что будет иметь критическое значение в обеспечении успеха всей программы 'Аполлон'? Я не мог в это поверить, но это так и было. По мере продвижения вперёд мы это сочиняли!"

Я собираюсь здесь сделать вольное допущение и сказать, что, вероятно, НАСА была не слишком обеспокоена, так как функционирование программного обеспечения имело бы значение только, если агентство планировало на самом деле отправить парней на Луну. 

Наиболее сложным аспектом экспедиций Аполлонов были посадки лунных модулей, которые сделали программу управления этой частью полёта самой сложной для разработки. Удивительно, но этот аспект разработки программного обеспечения не был поручен никому, пока большинство других программ не были готовы на две трети — и это было передано двадцатидвухлетнему джентльмену по имени Дон Айлс (Don Isles), который только недавно приступил к своему самому первому заданию. Согласно "Лунным машинам", программа без которой было бы невозможно опуститься на Луну... была написана младшим инженером почти как запоздалая мысль".

Ходят слухи, что MIT сначала пытался отделаться от этой работы, переложив её на паренька, который жарил гамбургеры в местном МакДональдсе, но он, видимо, ранее сделал другой выбор.

К середине 1966 года мечта Дрейпера об управлении всем полётом с помощью бортового компьютера была оставлена в пользу наземной системы управления с системой Дрейпера в качестве резерва. MIT якобы разработал компьютер размером с небольшой холодильник, которым были оснащены как командный, так и лунный модули. Несмотря на непреодолимые препятствия с которыми столкнулась команда MIT и, казалось бы, вялый подход в работе над проектом, система навигации Аполлона, как и следовало ожидать, безупречно сработала в каждом полёте.

И последнее замечание о фильме "Женщина на Луне", перед тем как закончить с этой главой: привратники на форуме BAUT, по всей видимости, настроены на шутливый лад. Иначе зачем бы логотипу сайта содержать не изображение лунного модуля НАСА, сидящего на поверхности Луны, а ракету, которая выглядит подозрительно похоже на космический корабль из фильма Ланга?

 

 



Примечания переводчика

Шутливое прозвище президента Джорджа У. Буша. См. примечание 2 к части V.
2 Betamax — формат полудюймовых видеокассет для бытового использования, разработанный корпорацией "Sony" в 1975 году. Проиграл в "войне форматов" с видеостандартом VHS в сегменте домашнего видео.
3 Monster Garage — реалити-шоу в котором за 7 дней нужно создать автомобиль-монстр, который может превращаться в другой автомобиль или иной аппарат.
4 American Pickers — реалити-шоу в котором двое ведущих ездят по стране и покупают античные и коллекционные предметы.
5 Bear Grylls — Эдвард Майкл "Беар" Гриллс (род. 1974) британский путешественник, телевизионный ведущий и писатель. Наиболее известен по телепрограмме "Выжить любой ценой".
6 Общество "Череп и Кости" (Skull and Bones) Йельского университета. См. примечание 3 к части VII.
7 DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency — агентство передовых оборонных исследовательских проектов) — это агентство Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооружённых силах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить