1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

 

 

X. КАК ПЫЛИНКА УЛИЧИЛА АМЕРИКАНЦЕВ ВО ЛЖИ

      Кинопленка очень электростатична, и поэтому притягивает к себе всякую пыль и мелкие волоски. Это просто бич какой-то. Механики, обслуживающие плёночную камеру, чуть ли не каждый час во время съемочного дня открывают кинокамеру и специальным баллончиком со сжатым воздухом продувают рамку фильмового канала, кадровое окно. Если этого не делать, или делать редко, то всяческие там волоски и пыль, притянутые кинопленкой, дойдут до кадрового окна и там повиснут на краях кадрового окна. Когда снимается художественный фильм, то после каждого длинного дубля или после нескольких коротких, механик открывает камеру и просматривает фильмовый канал на вопрос отсутствия пыли, грязи и царапин. Дело в том, что на пленке бывает много перфорационной пыли. Например, когда я работал еще ассистентом оператора на картине "Жил отважный капитан" («Мосфильм», 1985 г.) (рис.X-1),





Рис.X-1. На съёмках фильма «Жил отважный капитан». Ассистент оператора держит в кадре табличку для цветоустановщика.



у нас была советская негативная кинопленка ДС-5м "Свема" и немецкая кинопленка ОRWО NC-3, и вот на на ней было столько перфорационной микроскопической пыли, что вы даже не представляете. Эта пыль образовалась на кинопленке после пробивки перфораций на фабрике.  Наш механик по обслуживанию камеры после каждого (!) дубля чистил фильмовый канал!

     Но даже и при таких предпринятых мерах мы иногда видим в фильмах торчащий в кадровом окне волосок.

     Вот, например, кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Внизу справа висит волосок (рис.X-2). В реальности, поскольку объектив переворачивает изображение вверх ногами, волосок находится в верхней части кадрового  окна.







Рис.X-2. К краю кадра прилип волосок.



        Грязь в кадре и волоски мы можем видеть и в голливудских фильмах. Возьмем например, фильм Стенли Кубрика "Барри Линдон".

        Видите? Там здоровая волосинка болтается (рис.X-3).






Рис. X-3. Волосок в кадре. Фильм «Барри Линдон»



ВИДЕО:     ВОЛОСКИ В КАДРЕ КИНОФИЛЬМОВ


    Обратите внимание, что волосок исчезает, когда меняется план - когда в монтаже следом за планом с волоском идёт план, снятый либо в другое время, либо в другом месте.

Или в самом фильме: (время 2:56:16)
После слов "Не перейти ли нам к делу?"
http://videobox.tv/video/14442656/

 

Зачем я так подробно говорю об этих волосках и грязинках в кадре?
Дело в том, что грязь и волоски на рамке кадрового окна есть и в лунных кадрах.


И если она (грязинка) вдруг исчезает, то это, как правило означает, что следом идущий план снят уже в другое время и, возможно, уже в другом месте. 

Возьмём, например, NASA Apollo 15 Mission Footage – это длинный проезд на ровере по лунному ландшафту. По замыслу НАСА, эти проезды выполнены 16-мм кинокамерой (рис.X-4), укреплённой на ровере с правой стороны (по ходу движения) (рис.X-5).

 

Рис.X-4. 16-мм кинокамера “Маурер”.




 

Рис.X-5. 16-мм кинокамера крепилась на правой стороне ровера.


    

       Этот долгий нудный проезд из миссии Аполлон-15, так же, как и в миссии Аполлон-16, снят покадрово, с применением кукол и макетов. Вначале мы видим только передок ровера. На нижней границе кадра отчётливо видна прилипшая грязинка (рис.X-6).


Рис.X-6. Кадр с игрушечной телекамерой на переднем плане. В красный кружок взята прилипшая грязинка.


      Через некоторое время ровер останавливается и из-за левой границы кадра появляется кукла-астронавт. В течение двух минут кукла делает какие-то бессмысленные движения, типа поправляет антенну, а затем после грубой склейки в кадре вместо куклы оказывается живой человек. При этом грязинка исчезает. Кроме того, меняется фон за астронавтом (рис.X-7).



Рис.X-7. Склейка двух планов. Грязинка исчезла. Куклу (кадр слева) заменили на живого человека (кадр справа). 


     Возможно, что левый кадр снимался на одну кассету, потом был перерыв во времени, а правый кадр снимался совсем на другую кассету и совершенно в другой день.

      И вот что странно. Пока кукла была в кадре, и мы в течение 39 секунд видели её неподвижную руку, кукла не шевельнула ни одним пальцем. Целых 39 секунд! Но как только после склейки появился живой человек, он тут же стал шевелить руками, двигать пальцами, крутить в руках какую-то деталь в виде двух скреплённых палочек и крепить её куда-то к спинке ровера (рис.X-8).



Рис.X-8. Слева – неподвижная рука куклы, справа – актёр двигает всеми пальцами.

 


ВИДЕО:  ПОЯВЛЕНИЕ КУКЛЫ С НЕПОДВИЖНОЙ РУКОЙ

 

       Потом актёр делает вид, что садится на ровер (рис.X-9, кадр слева), но поскольку мы знаем, что самостоятельно (без помощи двух ассистентов) он этого сделать никак не мог, то этот момент и не показан. Просто следует грубая склейка…, и на ровере уже сидит неподвижная кукла (рис.X-9, кадр справа).




Рис.X-9. Живого актёра (слева) через склейку подменяют неподвижной куклой (кадр справа).


      И, как вы, наверняка, догадались, что статичный (т.е. снятый практически без движения камеры) план с живым актёром заменили на куклу для того, чтобы кукла могла «ездить» по павильону среди гор из папье-маше. А живого человека показали, чтобы зритель думал, что до и после этого плана, тоже были показаны живые люди.

Вот как эта склейка выглядит  НА ВИДЕО:

 (или https://youtu.be/Ugn4f0B_ILA?t=14m06s  )

     С неподвижной куклы панораму сразу переводят на дорогу, на пейзаж, ровер ездит вокруг одного и того же места, проезжает второй раз по своей же колее (рис.X-10).



Рис.X-10. Панорама на 90 градусов вправо, с игрушечного фотоаппарата на передок ровера.



       Сделать гигантский павильон, изображающий лунный ландшафт, просто физически невозможно (он должен быть просто неимоверной высоты и ширины!), а вот сделать макеты гор, расставить их на футбольном поле и запустить туда игрушечную машинку, изображающую луноход – задача легко выполнимая. К тому же для съемок кукол не требуется так много света, ведь все кадры снимаются совершенно статичные, без движения в кадре, и выдержку не обязательно делать 1/250 с, можно сделать хоть одну секунду.    

     Иногда во время проезда в кадре появляется часть колеса, точнее, крыло над колесом. Но из-под него не сыпется никакой песок (рис.X-10, кадр справа), даже при остановке ровера. А ведь должен!

Почему мы утверждаем, что песок должен ссыпаться с колёс? Да потому что НАСА показало нам проезд этого ровера с боковой точки, и мы видим, как то и дело из-под колёс, захваченный грунтозацепами, вылетает песок (рис.X-11):

 

 

 

Рис.X-11. При движении ровера песок ссыпается с колёс.

     Но почему-то, когда съёмочная камера переносится на ровер, песок из-под колёс перестаёт сыпаться. Вы смотрите минуту проезда, вторую, третью минуту, четвёртую, ровер то въезжает на небольшую горку, то стремительно опускается вниз, но разлетающегося песка вообще не видно. Разгадка проста. Длинные проезды сняты покадрово, как снимаются мультфильмы. Отсняли один статичный кадр, немного передвинули машинку вперёд - отсняли следующий кадр, ещё на чуть-чуть передвинули игрушечную машинку - и опять сняли статичный кадр. Вот и нет нигде движущегося песка.

    А что это за кадры, где ровер снят с боковой точки? Это – самые знаменитые “лунные” кадры – проезд астронавта на электромобиле по Луне из миссии “Аполлон-16”. По цитируемости эти кадры стоят на втором месте. Первое месте по частоте показа в разных передачах про космос занимают мутные силуэтные кадры спускающегося по лесенке астронавта, которого называют Армстронгом, хотя видно, что по росту этот актёр примерно на 20 см ниже Армстронга. И, конечно, ни одна передача про Луну не обходится без знаменитого проезда ровера, воплотившего в себе достижения передового края инженерной мысли - кукла на электромобиле.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить